(совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины: здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др.
В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. № 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. № 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих, отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь, (РНБ. Сол. № 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. № 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос, распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» (Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).
Строительство двора Василия III и первой документально известной каменной постройки А. с.- собора Покрова Богородицы (после переосвящения на рубеже XVII-XVIII вв. и до наших дней - во имя Св. Троицы) относится к 1513 г. К этому же времени следует относить и столпообразную церковь-колокольню (вероятно, с первоначальным посвящением свт. Алексию, митр. Московскому), частично сохранившуюся после перестройки 70-х гг. XVI в. Судя по характерным деталям, в строительстве обоих сооружений принимали участие итал. мастера. Собор Покрова Богородицы представляет уникальный пример объединения в одном сооружении итальянизирующих мотивов с элементами декора, повторяющими образцы раннемосковской резьбы нач. XV в. Особенности композиции и декора определены ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице-Сергиева мон-ря - собор во имя Св. Троицы. Построенная в смешанной технике (сочетание белокаменной кладки стен и столбов с кирпичной кладкой сводов и главы), стоящая на подклете, Покровская ц. входит в ряд сооружений первых десятилетий XVI в., в к-рых сохраняется традиц. для московского зодчества XV в. пространственная структура: 4 прямоугольных столба поддерживают повышенные подпружные арки, несущие световой барабан. Предполагают, что храм был уже первоначально построен с трехсторонней каменной папертью и фланкирован с севера и юга двумя приделами.
Из построек дворцового комплекса времени Василия III и Иоанна Грозного сохранились только домовые каменные церкви во имя Св. Троицы (с рубежа XVII-XVIII вв. и по наст. время - Покрова Богородицы) и ц. в честь Успения Богородицы. Оба храма стоят на подклетах, под к-рыми устроены глубокие белокаменные подвалы. Существует т. зр., согласно к-рой шатровая Троицкая ц. и четырехстолпный крестово-купольный Успенский храм построены в 10-х гг. XVI в. Соответственно и парадные палаты в подклете Троицкой ц. являлись «залами» дворца Василия III. Согласно др. мнению, эти храмы воздвигнуты Иоанном Грозным в 70-х гг. XVI в. Безусловно, ко времени его проживания в А. с. относится перестройка церкви-колокольни свт. Алексия, митр. Московского (с кон. XVII в. Голгофо-Распятская ц.), предпринятая, вероятно, после 1570 г. для размещения на ней колоколов, вывезенных Иоанном Грозным из Новгорода. При Иоанне Грозном была осуществлена стенопись Покровского собора. К 70-м гг. XVI в. относят и фрески шатра Троицкой ц.- единственный пример сюжетной росписи шатрового храма в XVI в. В 1569 г. Иоанн Грозный привез в А. с. из разоренной Твери медные врата и установил их на зап. портале Покровского собора (вероятно, они были выполнены в XIV в. для Спасо-Преображенского собора Твери). Др. медные врата XIV в., с золотой наводкой, т. н. Васильевские, вывезены им в А. с. из новгородского Софийского собора в 1570 г. и поставлены в юж. портал собора. 19 нояб. 1581 г. в А. с. от побоев, полученных во время ссоры с Иоанном Грозным, скончался царевич Иван. Это трагическое событие положило конец истории А. с. как постоянной царской резиденции. В Смутное время А. с. была разорена, но при царе Михаиле Феодоровиче вновь стала местом отдыха царского семейства при паломнических выездах.
Новый период истории А. с. начался в 1649 г., когда прп. Лукиан Александровский положил начало жен. мон-рю на территории государева двора. В 1651 г. царь Алексей Михайлович передал обители Успенскую ц. и часть слободской земли для строительства келий. Так возник Александровский в честь Успения Божией Матери жен. мон-рь.